[26.05.2012 5:16:06]
Сколько и каких экспертов готовят в РФ
Статистика, на которую опирается Елена Соболева, свидетельствует о том, что в 2010 г. из отечественных вузов было выпущены около 1,47 миллиона экспертов. Из них лишь 9973 человека получили высшее образование в сфере физико-математических наук и 13 260 человек ― в сфере естественных наук. Понятно, что это ничтожно мало, в особенности в свете курса на инновационную экономику познаний и увеличение доли высокотехнологичной продукции в ВВП РФ, объявленного предыдущим и нынешним президентами страны Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Оказывается, сложность нехватки экспертов для инновационной экономики серьезно шире дефицита IT-кадров, о коем раньше писал "Маркер".
По заключению Соболевой, если в среднесрочной перспективе кадровая база страны, то есть тот "локомотив", который будет двигать вперед российскую инновационную экономику, будет, как и теперь, состоять из некоторого количества сотен тыс. молодых квалифицированных экономистов и юристов, а инженеров будет в разы менее, то некому будет заниматься техническими разработками и создавать идеи, в частности в сфере нанотехнологий. На самом деле, в 2010 г. выпускников вузов со специализацией, к примеру, по гуманитарным наукам, было 249,7 тысячи человек - в 10 раз более, чем физиков и естественников вместе взятых. Хотя дело не только лишь в том, что вузы выпускают мало экспертов по нужным для инженерной деятельности областям познаний. Сложность глубже и всерьез неприятнее: число и качество поступающих, приходящих на учебу в вузы по инженерным специальностям крайне низки. То есть достаточное число действительно грамотных инженеров просто не из кого готовить.
Кто идет учиться на инженеров
Соболева отмечает, что на сегодня уровень подготовки выпускников технических вузов чаще всего не отвечает запросам работодателей. И по большей части корни этой трудности кроются в некачественном школьном образовании в области физики, химии и биологии.
В т.ч., в 2011 г. сдавали ЕГЭ по физике лишь 25,5 процента выпускников отечественных школ, при этом 5 процентов сдать это экзамен не сумели. Получается, что в том г. имели возможность поступать в вузы по физико-математическим специальностям только 20 процентов выпускников школ, впрочем вовсе не все из них сделали подобный выбор. Хотя тревожен сам по себе факт, что лишь 5-я часть молодых людей, окончивших школы, имеют как минимум теоретическую возможность исследовать в вузах физико-математические специальности. В особенности он тревожен на фоне прогрессивно сокращающего объема выпуска из школ: если в 2004 г. из них вышло около 1,4 миллиона человек, то в 2012 г. ― лишь 720 тысяч.
Удручает и качество подготовки тех, кто все-таки поступил учиться на инженера. В 2011 г. из студентов, поступивших на I курс технических вузов, отличников по количеству полученных баллов ЕГЭ были считаные проценты. Так, посреди поступивших на факультеты авиа- и ракетостроения отличников не было вообще, хорошистов ― 58 процентов, троечников ― 42 процента. На факультеты электроники и радиотехники пришло 4 процента отличников, 57 процентов хорошистов, 39 процентов троечников. А по профилю транспорта троечники вообще составили более 1/2 первокурсников ― 54 процента, при том, что отличников было 3 процента, а хорошистов ― 43 процента.
Эти факты, к слову, опровергают распространенное до сих пор заблуждение, что РФ ― 1 из наиболее образованных стран в мире. Это давно уже отнюдь не так. По данным Центра оценки качества образования, работающего в структуре Отечественной академии образования, российские школьники по уровню грамотности располагаются ниже среднемирового уровня, при этом произошло это не вчера. Уже в 2009 г. по уровню математической подготовки школьников старших классов РФ занимала 38-е место из 65 стран, где проводилось исследование. Впереди нас по этому показателю стали не только лишь Китай, Корея и больше всего стран Европы, но еще и подобные экзотические государства, как Макао, Новая Зеландия, Исландия. Даже в небогатой Португалии школьники лучше разбираются в математике, чем в РФ. Если говорить о естественнонаучной грамотности, что с этим в РФ еще хуже - наши школьники занимают только 39-е место из 65 стран.
Что с этим делать ― непонятно. Предпринимаются некоторые попытки как-то увеличить уровень подготовки школьников и студентов в РФ. Тот же Фонд инфраструктурных и образовательных программ реализует проект "Школьная лига РОСНАНО", основной задачей которого является обновление подходов к преподаванию цикла естественнонаучных дисциплин в школе. В Петербурге при поддержке городского Совета по образованию Петербурга реализуется пилотный проект по обучению школьников передовым технологиям и привлечению их в техническую сферу.
Хотя это частные случаи, и, видимо, они не способны решить проблему в целом. Как подчеркивает Елена Соболева, нынешнее неудовлетворительное состояние с подготовкой инженерных кадров связано с системными недостатками русского среднего образования. Значит, нечто требуется изменять в отечественных средних школах, да и в системе подготовки инженеров в целом. Если эту проблему не решать, считает Соболева, все высокотехнологичные отрасли, в частности сфера нанотехнологий, с каждым годом будут сталкиваться со все более острым кадровым дефицитом - число инженеров, подготовленных еще в СССР, будет неумолимо убывать, а заменить их будет некем.
В этом Елена Соболева, видимо, недалека от истины: по оценке экспертов, в ближайшие 5 лет 75 процентов сейчас действующих отечественных инженеров достигнут пенсионного возраста. И кто-то должен будет придти им на смену, иначе из стран СНГ на работу в Россию будет нужно звать не только лишь каменщиков и дорожных рабочих.
Сколько и каких экспертов готовят в РФ
Статистика, на которую опирается Елена Соболева, свидетельствует о том, что в 2010 г. из отечественных вузов было выпущены около 1,47 миллиона экспертов. Из них лишь 9973 человека получили высшее образование в сфере физико-математических наук и 13 260 человек ― в сфере естественных наук. Понятно, что это ничтожно мало, в особенности в свете курса на инновационную экономику познаний и увеличение доли высокотехнологичной продукции в ВВП РФ, объявленного предыдущим и нынешним президентами страны Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Оказывается, сложность нехватки экспертов для инновационной экономики серьезно шире дефицита IT-кадров, о коем раньше писал "Маркер".
По заключению Соболевой, если в среднесрочной перспективе кадровая база страны, то есть тот "локомотив", который будет двигать вперед российскую инновационную экономику, будет, как и теперь, состоять из некоторого количества сотен тыс. молодых квалифицированных экономистов и юристов, а инженеров будет в разы менее, то некому будет заниматься техническими разработками и создавать идеи, в частности в сфере нанотехнологий. На самом деле, в 2010 г. выпускников вузов со специализацией, к примеру, по гуманитарным наукам, было 249,7 тысячи человек - в 10 раз более, чем физиков и естественников вместе взятых. Хотя дело не только лишь в том, что вузы выпускают мало экспертов по нужным для инженерной деятельности областям познаний. Сложность глубже и всерьез неприятнее: число и качество поступающих, приходящих на учебу в вузы по инженерным специальностям крайне низки. То есть достаточное число действительно грамотных инженеров просто не из кого готовить.
Кто идет учиться на инженеров
Соболева отмечает, что на сегодня уровень подготовки выпускников технических вузов чаще всего не отвечает запросам работодателей. И по большей части корни этой трудности кроются в некачественном школьном образовании в области физики, химии и биологии.
В т.ч., в 2011 г. сдавали ЕГЭ по физике лишь 25,5 процента выпускников отечественных школ, при этом 5 процентов сдать это экзамен не сумели. Получается, что в том г. имели возможность поступать в вузы по физико-математическим специальностям только 20 процентов выпускников школ, впрочем вовсе не все из них сделали подобный выбор. Хотя тревожен сам по себе факт, что лишь 5-я часть молодых людей, окончивших школы, имеют как минимум теоретическую возможность исследовать в вузах физико-математические специальности. В особенности он тревожен на фоне прогрессивно сокращающего объема выпуска из школ: если в 2004 г. из них вышло около 1,4 миллиона человек, то в 2012 г. ― лишь 720 тысяч.
Удручает и качество подготовки тех, кто все-таки поступил учиться на инженера. В 2011 г. из студентов, поступивших на I курс технических вузов, отличников по количеству полученных баллов ЕГЭ были считаные проценты. Так, посреди поступивших на факультеты авиа- и ракетостроения отличников не было вообще, хорошистов ― 58 процентов, троечников ― 42 процента. На факультеты электроники и радиотехники пришло 4 процента отличников, 57 процентов хорошистов, 39 процентов троечников. А по профилю транспорта троечники вообще составили более 1/2 первокурсников ― 54 процента, при том, что отличников было 3 процента, а хорошистов ― 43 процента.
Эти факты, к слову, опровергают распространенное до сих пор заблуждение, что РФ ― 1 из наиболее образованных стран в мире. Это давно уже отнюдь не так. По данным Центра оценки качества образования, работающего в структуре Отечественной академии образования, российские школьники по уровню грамотности располагаются ниже среднемирового уровня, при этом произошло это не вчера. Уже в 2009 г. по уровню математической подготовки школьников старших классов РФ занимала 38-е место из 65 стран, где проводилось исследование. Впереди нас по этому показателю стали не только лишь Китай, Корея и больше всего стран Европы, но еще и подобные экзотические государства, как Макао, Новая Зеландия, Исландия. Даже в небогатой Португалии школьники лучше разбираются в математике, чем в РФ. Если говорить о естественнонаучной грамотности, что с этим в РФ еще хуже - наши школьники занимают только 39-е место из 65 стран.
Что с этим делать ― непонятно. Предпринимаются некоторые попытки как-то увеличить уровень подготовки школьников и студентов в РФ. Тот же Фонд инфраструктурных и образовательных программ реализует проект "Школьная лига РОСНАНО", основной задачей которого является обновление подходов к преподаванию цикла естественнонаучных дисциплин в школе. В Петербурге при поддержке городского Совета по образованию Петербурга реализуется пилотный проект по обучению школьников передовым технологиям и привлечению их в техническую сферу.
Хотя это частные случаи, и, видимо, они не способны решить проблему в целом. Как подчеркивает Елена Соболева, нынешнее неудовлетворительное состояние с подготовкой инженерных кадров связано с системными недостатками русского среднего образования. Значит, нечто требуется изменять в отечественных средних школах, да и в системе подготовки инженеров в целом. Если эту проблему не решать, считает Соболева, все высокотехнологичные отрасли, в частности сфера нанотехнологий, с каждым годом будут сталкиваться со все более острым кадровым дефицитом - число инженеров, подготовленных еще в СССР, будет неумолимо убывать, а заменить их будет некем.
В этом Елена Соболева, видимо, недалека от истины: по оценке экспертов, в ближайшие 5 лет 75 процентов сейчас действующих отечественных инженеров достигнут пенсионного возраста. И кто-то должен будет придти им на смену, иначе из стран СНГ на работу в Россию будет нужно звать не только лишь каменщиков и дорожных рабочих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий