"Достигнув стоимости в 500 миллиардов $, Apple стал дороже, чем Польша", - этот заголовок на прошлой неделе обошел многие мировые СМИ. Однако может ли компьютерный гигант стоить дороже государства?
Нет, и тут Почемусначала весть с подобным названием возникла у Си-эн-эн, после ее подхватили медиа-организации во всем мире.
Кажется невероятным, что рыночная стоимость Apple, или рыночная капитализация компании, достигла 506 миллиардов $, сделав компанию более "дорогой", чем целая Польша, чей ВВП составляет 470 миллиардов $.
С подобной капитализацией Apple может претендовать на место 20-ой по величине экономики мира.
Отделяйте яблоки от груш.
Однако это не соответствует действительности. Нет смысла сравнивать 2 такие величины. С подобным же успехом возможно сравнивать... яблоки и персики.
Дело в том, что рыночная стоимость компании привязана к ожидаемой стоимости всех ее предстоящих прибылей. При том, что ВВП измеряет стоимость товаров и услуг, произведенных страной за 1 г..
Как заявляет проф. Пол де Гров из Лондонской школы экономики, сравнивать величину компании и государства возможно, однако при этом требуется пользоваться правильной методологией.
"Нам нужно будет спрогнозировать будущий рост ВВП Польши, и тогда вы возьмете нынешний показатель и примите во внимание процентную ставку", - объясняет проф. де Гров.."Я предполагаю, что в итоге показатель Польши будет умножен не меньше чем на 5", - добавляет он.
Т.о., сравнительная стоимость Польши достигнет практически 2,5 триллиона $, и страна значительно опередит Apple.
Вниз к Вьетнаму
Есть и еще достоверный метод сравнения 2-х величин. Для этого требуется высчитать "добавленную стоимость" Apple и сравнить с ВВП Польши.
Словарь бизнес-терминов Financial Times определяет "добавленную стоимость" как повышение стоимости чего-или, что было обработано и может оказаться продано в новой форме.
Такое сопоставление имеет смысл, т.к. ВВП буквально измеряет добавленную стоимость государства: это стоимость всех товаров и услуг минус все, что было импортировано.
"Мы возьмем продажи компании Apple и вычтем все, что есть в Iphone, однако не произведено самой Apple", - объясняет проф. де Гров.
"К примеру, какие-то чипы или экран, которые произвели где-то в Китае. И разницей тогда будет то, что вы можете назвать добавленной стоимостью Apple. И этот показатель мы сравниваем с ВВП, который является добавленной стоимостью Польши", - продолжает экономист.По его оценкам, при таком подсчете относительная стоимость Apple уменьшится в 4-5 раз, и корпорация окажется 56-ой в списке наиболее крупных экономик, а не 20-ой. Она будет отставать от Польши на 36 позиций, оказавшись впереди Бангладеш и тут же после Вьетнама.
Впрочем даже с такими корректировками, понятно, что Apple - весьма большая корпорация.
Кто устанавливает правила игры
Однако если корпорация превышает объемами государство, обозначает ли это, что она более могущественна?
Проф. Де Гров считает, что это необязательно так.
"Просто параметры объема так себе немало говорят нам об относительной мощности компании по отношению к экономике страны. Государства являются суверенными в том плане, что они способны устанавливать правила игры. Они могут облагать компании налогом, и они это делают", - объясняет он.
Экономист тоже обращает внимание на то, что компании переживают более драматичные взлеты и падения, чем государства. Рыночная капитализация фирм высчитывается умножением текущей стоимости одной акции на общее их число.
"Если вы рассматриваете рыночную капитализацию подобной компании, как Apple, то она может быстро меняться", - замечает Пол де Гров и предполагает, что пять лет спустя капитализация Apple может уменьшится до 100 или 200 миллиардов $.
"Посмотрите, что произошло с Microsoft. Недавно корпорация Microsoft была самой огромной в мире. Сейчас ее вес уменьшился. Акции компании могут взлететь наверх, однако с подобным же успехом могут и обвалиться", - заключает экономист.
Комментариев нет:
Отправить комментарий